Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Хабаровский краевой
фонд обязательного медицинского страхования
официальный сайт
Хабаровский краевой
фонд обязательного медицинского страхования
официальный сайт

Доклады

  • 27 марта 2012

    Доклад заместителя директора ХКФОМС С.В. Маслова на Круглом столе при Правительстве Хабаровского края «О результатах экспертной деятельности Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году»

    Новый подход к контролю качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования определён Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в виде Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утвержден приказом ФФОМС от 01 декабря 2010 г. № 230).


    Законодательные акты


    - Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

    - Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»;

    - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Обязанности Территориального фонда обязательного медицинского страхования


    Указанные нормативные документы определяют также задачи фонда:

    - координацию взаимодействия субъектов контроля на территории субъекта Российской Федерации;

    - организационно-методическую работу;

    - согласование планов проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

    - контроль деятельности страховых медицинских организаций путем проведения реэкспертиз;

    - решение спорных и конфликтных вопросов, возникающих в ходе контроля между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.

    В системе обязательного медицинского страхования контроль качества медицинской помощи реализуется через экспертизу. Экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля.


    Экспертный контроль медицинской помощи, оказанной по обязательному медицинскому страхованию

    К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализованные посредством трёхуровневой системы контроля:

    - медико-экономический контроль, который осуществляется во всех случаях оказания медицинской помощи застрахованным гражданам по обязательному медицинскому страхованию на основании предоставленных оплате медицинской организацией реестров счетов;

    - медико-экономическая экспертиза, которая устанавливает соответствие фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации;

    - экспертиза качества медицинской помощи направлена на выявление нарушений в оказании медицинской помощи.

    Необходимо отметить, что МЭК проводится в 100 % случаев, объемы проведения МЭЭ и ЭКМП определены приказом ФФОМС № 230 для каждого вида медицинской помощи.

    Экспертный контроль медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам по обязательному медицинскому страхованию, с 2011 года выполняется только страховыми медицинскими организациями.

    Хабаровский краевой фонд, в свою очередь реализует контроль по межтерриториальным расчетам и целевым направлениям (приоритетный национальный проект, модернизация здравоохранения), проводит реэкспертизу в порядке контроля за деятельностью страховых медицинских организаций по всем трём уровням контроля.


    Документы, регламентирующие деятельность по экспертизе


    Общей целью предупреждения нарушений в части организации и оказания медицинской помощи служит Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи), который составляет неотъемлемую часть договора об оплате и оказании медицинской помощи между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.

    Анализ финансовых санкций для медицинских организаций по результатам контроля показал, что их размер с учётом действия Перечня не увеличился, а в некоторых случаях стал значительно меньше.


    Порядок оформления претензии МО в ТФОМС

    Вместе с тем, при несогласии медицинской организации с результатами проведенной экспертизы по заключению страховой компании, она может обратиться в территориальный фонд ОМС для обжалования данных результатов. Для этого ст. 73 приказа 230 определен Порядок оформления и предоставления претензии медицинской организацией в территориальный фонд ОМС.

    В соответствии со статьей 42 Федерального закона медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации путем направления претензии в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по рекомендуемому образцу (приложение 9 к приказу ФФОМС).

    Претензия оформляется в письменном виде и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Медицинская организация обязана предоставить в территориальный фонд обязательного медицинского страхования:

    а) обоснование претензии;

    б) перечень вопросов по каждому оспариваемому случаю;

    в) материалы внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи в медицинской организации.

    Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в течение 30 рабочих дней с даты поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации документы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, которые в соответствии с частью 4 статьи 42 Федерального закона оформляются решением территориального фонда.

    Решение территориального фонда обязательного медицинского страхования, признающее правоту медицинской организации, является основанием для отмены (изменения) решения о неоплате, неполной оплате медицинской помощи и/или об уплате медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по результатам первичной медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи.

    Территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет решение по результатам реэкспертизы в страховую медицинскую организацию и в медицинскую организацию, направившую претензию в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

    Изменение финансирования по результатам рассмотрения спорных случаев проводится страховой медицинской организацией в срок не позднее 30 рабочих дней (в период окончательного расчета с медицинской организацией за отчетный период).

    При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

    В 2011 году Хабаровским краевым фондом ОМС на основании части 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» осуществлялся контроль деятельности страховых медицинских организаций путем проведения повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертиз качества медицинской помощи (реэкспертиз).

    Повторный медико-экономический контроль:

    Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования проведен повторный медико-экономический контроль реестров счетов, представляемых медицинскими организациями края за период с января по декабрь 2011 года. По результатам анализа выявлены случаи дублирования представления на оплату в страховые медицинские организации медицинских услуг пациентов, пролечившихся в круглосуточных стационарах. Критерием отбора являются совпадение фамилии, имени, отчества и даты оказания медицинских услуг.


    Дублирование реестров счетов в страховых компаниях

    За 2011 год страховыми медицинскими организациями оплачено 293 случая на сумму 5,3 млн. руб. Медицинские организации допустившие дублирование представления реестров счетов представлены на слайде.


    Медицинские организации, допустившие дублирование реестров счетов в разные страховые компании

    Кроме этого, выявлено 30 случаев на сумму 533,5 тыс.руб. дублирования рядом МО реестров счетов в разные страховые медицинские организации. Информация на слайде.

    Также выявлены случаи нарушения медицинскими организациями, в которых организованны Центры здоровья, приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».


    Медицинские организации, допустившие нарушения кратности посещения Центра здоровья

    Согласно приказу число посещений Центра здоровья с целью проведения комплексного обследования определяется 1 раз в отчетном году. Однако за период с января по декабрь 2011 года выявлено 2 143 случая на сумму 749,6 тыс. руб. когда один и тот же гражданин проходил обследование в Центре здоровья дважды и более раз.

    Вся вышеуказанная информация направлена в адрес страховых медицинских организаций для принятия ими мер по неукоснительному исполнению медицинскими организациями края нормативных правовых документов, регламентирующих персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

    За 2011 год специалистами фонда проведены повторные плановые медико-экономические экспертизы (реэкспертизы) в 33 медицинских организациях края по 1 918 экспертным случаям (стационарная медицинская помощь – 436 случев, амбулаторно-поликлиническая помощь - 1 284 случая, дневные стационары всех типов – 170 случев).

    В 127 случаях (6,6%) выявлены нарушения, допущенные СМО при проведении МЭЭ:

    - в 123 случаях СМО неверно были применены финансовые санкции по выявленным нарушениям, в связи с чем с медицинских организаций по результатам МЭЭ и ЭКМП были необоснованно удержаны средства на сумму 150 859,23 руб. Необоснованно удержанные средства были восстановлены медицинским организациям страховыми компаниями по предписанию ХКФОМС.

    - в 5 случаях СМО не были выявлены нарушения, допущенные медицинскими организациями при оказании медицинской помощи застрахованным. По данным нарушениям к медицинским организациям не были применены финансовые санкции в сумме 18 010,93 руб.

    За выявленные нарушения при проведении плановых МЭЭ ХКФОМС к СМО предъявлены штрафные санкции в сумме 19 804,84 руб.

    Кроме того, было проведено 11 реэкспертиз (по результатам МЭЭ) по претензиям медицинских организаций. Во всех случаях нарушений, со стороны страховых медицинских организаций, не выявлено. Все претензии, выставленные медицинскими организациями, признаны необоснованными.


    Медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи

    В 2011 году в крае фондом и страховыми медицинскими организациями проведено 41 641 медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи по 134 894 экспертным случаям, в том числе экспертами качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования проведено 8 953 экспертизы по 34 883 экспертным случаям (в 2010 году - 2 072 экспертиз по 19 226 экспертным случаям).

    Выявлено 13 813 случаев (или 9,8 %) нарушения условий договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

    Необходимо отметить, что при увеличении общего количества экспертиз в 1,25 раза, общее количество экспертных случаев уменьшилось в 2,2 раза, количество выявленных нарушений, соответственно, в 1,5 раза.

    Динамика проведенных экспертиз и выявленных нарушений за период 2009-2011 г.



    Результаты медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи в 2009-2011 г.



    Показатель
    2009 г.
    абс.цифры
    2010 г. абс.цифры
    2011 г.
    абс. цифры
    Проведено экспертиз всего:
    29 041
    33 360
    41 641
    По экспертным случаям
    152 586
    294 559
    134 894
    Выявлено случаев нарушений условий договора и ненадлежащего качества МП, всего, в том числе:
    21 758
    21 724
    13 813

    -оказание медицинской помощи ненадлежащего качества
    2 594

    2 945
    5475
    -необоснованное завышение объема и стоимости оказанной медицинской помощи
    2 873
    6 817
    45
    -необоснованная госпитализация
    263
    128
    175
    -действия, препятствующие проведению оценки качества медицинской помощи
    743
    843
    512
    Выставление счета за неоказанные медицинские услуги
    5 814
    2 759
    4016
    -повторная госпитализация по вине учреждения здравоохранения
    59
    23
    2
    -непрофильная госпитализация
    159
    146
    -
    Взимание платы с застрахованного за МП, предусмотренную Тер. программой ОМС
    1 303
    23
    73




    Структура нарушений по результатам экспертизы за 2011 год



    Показатель
    2009 г. %
    2010 г. %
    2011 г. %
    -оказание медицинской помощи ненадлежащего качества
    12
    13,6
    39,6
    -необоснованное завышение объема и стоимости оказанной медицинской помощи
    13,2
    31,4
    0,3
    -необоснованная госпитализация
    1,2
    0,6
    1,3
    -действия, препятствующие проведению оценки качества медицинской помощи
    3,4
    3,9
    3,7
    Выставление счета за неоказанные медицинские услуги
    27
    12,7
    29,1
    -повторная госпитализация по вине учреждения здравоохранения
    0,3
    0,1
    0,01
    -непрофильная госпитализация
    0,7
    0,7
    -
    Взимание платы с застрахованного за МП, предусмотренную Тер. Программой ОМС
    6,0
    0,1
    0,5




    В структуре нарушений 39,6% приходится на случаи оказания медицинской помощи ненадлежащего качества (в 2009 году – 12%); 29,1% на случаи выставления счета за неоказанные медицинские услуги (в 2009 году – 27%); 1,3 % составляет количество нарушений связанных с необоснованной госпитализацией (в 2009 г. – 1,2%); 0,5% нарушений связано с взиманием денежных средств за медицинскую помощь, оказанную по программе ОМС (в 2009 году – 6%).

    Финансовые санкции, предъявленные к МО Хабаровского края



    Показатель
    2009 г.
    2010 г.
    2011 г.
    Принято к оплате реестров счетов за оказанные медицинские услуги
    5,6млр. руб.
    6,8 млр. руб.
    8,3 млр. руб
    Удержано средств по результатам МЭЭ
    7,9 млн. руб.
    8,42 млн. руб.
    7,2 млн. руб.
    Удержано средств по результатам ЭКМП
    14,2 млн. руб.
    13,11млн.
    4,33 млн. руб.
    Сумма средств, поступивших от МО в результате уплаты штрафов
    -
    -
    5 629,4 руб.




    Результатом проведения медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи явилось применение к медицинским организациям Хабаровского края финансовых санкций, которые по сравнению с 2010 годом уменьшились почти в 2 раза и составили 11,53 млн. рублей против 21,53 млн. рублей в 2010 году.


    Работа с обращениями и жалобами застрахованных граждан

    В 2011 г. поступило и рассмотрено в сфере обязательного медицинского страхования Хабаровского края 370800 обращений граждан, из них:

    - 341675 (92,2%) - заявлений о выдаче и замене страхового медицинского полиса, о выборе и замене страховой медицинской организации;

    - 28315 (7,6%) - обращений за консультацией;

    - 810 (0,2%) – жалобы.




    2010 год
    абсолютные цифры
    2011 год абсолютные цифры
    Всего обращений, в том числе:
    70 271
    370 800
    - по телефону «горячей линии»
    17 312
    11 745
    - по сети «Интернет»

    103
    Жалобы
    978
    810
    Заявлений, всего: в т.ч.: о выборе и замене СМО, ходатайства о регистрации и об идентификации, выдаче дубликата и другие
    46 016
    341 675
    Обращения за консультацией (разъяснением), в том числе:
    23 277
    28 315
    - об обеспечении полисами ОМС, в т.ч.:
    19 359
    19 102
    - об обеспечении полисами ОМС иностранных граждан, беженцев

    788
    - о выборе МО в сфере ОМС
    810
    2 672
    - о выборе врача
    56
    164
    - о выборе или замене СМО
    1458
    3858
    - об организации работы МО
    637
    441
    - о санитарно-гигиеническом состоянии МО
    2
    1
    - об этике и деонтологии медицинских работников
    52
    11
    - о КМП
    75
    79
    - о лекарственном обеспечении при оказании медицинской помощи
    320
    327
    - об отказе в оказании медицинской помощи по программам ОМС
    249
    180
    - о получении медицинской помощи по базовой программе ОМС вне территории страхования

    12
    - о взимании денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС, в том числе:
    219
    169
    - о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программам ОМС

    36
    - о платных медицинских услугах, оказываемых в МО

    20
    - другие
    40
    1 243




    В 2011 году фондом и страховыми компаниями рассмотрено 810 жалоб, поступивших от всего населения края (в 2009 г. - 924, в 2010 г. - 978 жалоб).


    Структура обращения граждан в ХКФОМС и СМО в 2011 году




    2010 год
    абс. цифры
    2011 год
    абс. цифры
    Поступило жалоб, всего
    978
    810
    В том числе: - письменных
    205
    226
    - устных
    773
    586
    - из них обоснованных
    598
    582
    Причин, указанных в жалобах, всего, в т.ч.:
    988/602
    812/583
    - обеспечение полисами ОМС
    151/34
    22/15
    - выбор МО в сфере ОМС, всего из них:
    28/9
    9/3
    - выбор врача
    5/1
    2/1
    - выбор или замена СМО, из них:
    1/0
    2/0
    - организация работы МО
    205/146
    226/177
    - санитарно-гигиеническое состояние МО
    0/0
    0/0
    - этика и деонтология медицинских работников
    13/6
    16/12
    - КМП
    122/54
    156/92
    - лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи
    101/85
    90/82
    - отказ в медицинской помощи по программам ОМС, всего, из них:
    171/133
    150/114
    - взимание денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС
    186/133
    134/86
    - прочие причины
    5/1
    5/1




    В отчетном году практически не изменилась структура жалоб.


    Структура обоснованных жалоб, рассмотренных ХКФОМС и СМО в 2011 году в медицинских организациях Хабаровского края




    2010 год
    2011 год
    Количество обращений всего, в том числе:
    70 271
    370 866
    жалоб
    в том числе обоснованные
    978
    598
    810
    582
    Процент обоснованных жалоб всего: в т.ч.
    61,2%
    72 %
    - неудовлетворительная организация работы учреждений здравоохранения
    24,25%
    30,4 %
    - ненадлежащее качество медицинской помощи
    8,9%
    15,7 %
    - взимание денежных средств за оказанную медицинскую помощь
    22,1%
    15 %
    - лекарственное обеспечение
    14,1
    14 %
    - этика и деонтология медицинских работников
    1%
    2%
    - отказ в оказании МП по программе ОМС
    22,1%
    19,5 %
    Прочие
    7,55%
    3,4 %




    - на первом месте остаются жалобы на неудовлетворительную организацию работы медицинских организаций – 30,4 %;

    - на втором месте жалобы на отказ в оказании медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования – 19,5 % от всех обоснованных жалоб;

    - на третье место вышли жалобы на ненадлежащее качество медицинской помощи – 15,7%;

    - взимание денежных средств за оказанную медицинскую помощь, осуществляемую по территориальной программе обязательного медицинского страхования снизилось, по отношению к 2010 году, и составило - 15 %.

    В 2 раза увеличилось количество жалоб по вопросам врачебной этики и медицинской деонтологии.

    Все признанные обоснованными жалобы разрешены в досудебном порядке. По результатам рассмотрения жалоб в досудебном порядке сумма возмещенных средств уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 20 % и составила 95 180 рублей (в 2010 г. – 118 055 рублей).

    Удовлетворенность качеством медицинской помощи по данным социологических опросов

    С 2009 года в федеральные ведомственные статистические отчетные формы введён коэффициент удовлетворенности пациента доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования, Данный показатель рассчитывается как средний балл, выставленный по всем случаям анкетирования.

    Всего в 2011 году ХКФОМС и СМО опрошено 10 678 жителей края по вопросам качества и организации медицинской помощи.

    Результаты анкетирования 2009-2011 годов существенно различаются в показателях удовлетворенности, полученных в результате опроса пациентов непосредственно в учреждениях здравоохранения и за их пределами.

    Определяется тенденция к снижению коэффициента удовлетворенности, в том числе по показателям доступности бесплатной медицинской помощи.

    Скачать доклад




Возврат к списку